Что такое франчайзинг?

Автор: Андрей Камчесс
Сайт: Бизнес-Компас

Многие начинающие предприниматели, желающие начать свое дело, достаточно часто присматриваются к такой форме ведения своего бизнеса, как франчайзинг. Понятие это для российского бизнеса достаточно новое. Большое число компаний-франчайзоров появилось на рынке лишь в последние пять лет. С каждым годом таких компаний становится всё больше и больше. Связано это с тем, что всё больше начинающих предпринимателей стремятся перенять успешные формы создания и ведения бизнеса. А ведь именно это и даёт франчайзинг.

Итак, в сегодняшней нашей статье мы подробно поговорим о том, что такое франчайзинг, почему выгодно начинать собственный бизнес именно таким образом и о взаимоотношениях франчайзи и франчайзора.

Начнём с того, что разберёмся с основными терминами.

Франчайзинг – это покупка у фирмы-продавца права использовать его торговую марку и деловую концепцию ведения бизнеса.

Франчайзор – лицо или компания, обладающая правами на франшизу.

Франчайзи – лицо или компания, покупающая франшизу.

Покупая франшизу, Вы сможете использовать для увеличения своей прибыли наработанные продавцом торговые марки, системы поддержки, свободный доступ к закрепившемуся на рынке продукту, испытанные методы маркетинга, а также оборудование, инвентарь и т.д. Кроме того, вы получаете покупательную способность целой сети, что делает вашу компанию конкурентоспособной даже с крупными национальными компаниями. А главное, вы будете не одни, вы будете иметь поддержку продавца франшизы (ведь он заинтересован в продвижении своей торговой марки) - помощь в продажах и маркетинге, планировании и прогнозах, управлении запасами, а также обеспечение финансовыми и бухгалтерскими системами, предоставление непрерывного обучения, исследований и разработок. Также помогут сделать ваш бизнес успешней, покажут действенные методы и приемы.

Но, конечно, у этого вида бизнеса есть и свои отрицательные стороны:

- точное соответствие купленной концепции ведения бизнеса, здесь инициатива сильно ограничивается, если она идет в разрез с системой бизнеса продавца франчайзинга. Запреты могут касаться от деловых методов и до внешнего вида вашего бизнеса;

- достаточно высокая стоимость;

- прочная связь с продавцом может принести не только выгоду, но и проблемы, если последний будет переживать тяжелые для себя времена.

Для принятия окончательного решения по вопросу, стартовать ли бизнес по франчайзингу или нет, необходимо узнать всё об особенностях взаимоотношений франчайзи (тот, кто приобретает франшизу) и франчайзора (того, кто обладает правами на франшизу), а также об ответственности, которая лежит на том, кто приобретает франшизу.

Франчайзор гарантирует независимому пользователю право продавать продукцию, услуги, технологию или торговую марку в обмен на процент от ежемесячных доходов или на фиксированную оплату. Разные материальные и нематериальные ценности, такие как национальная или международная реклама, обучение персонала, и поддержка других услуг как правило производятся самим франчайзором. Договор обычно заключается на срок от 5-и до 20 лет, разрыв которого приносит нежелательные последствия франчайзи.

Понятие «франчайзинг» используется чтобы описать бизнес-модель, которая может подходить или не подходить под общее описание указанное в первом абзаце. Как правило, в договоре указывается определенная територия, на которой франчайзи осуществляет свою деятельность и где он будет поддерживаться франчайзором (всевозможное обучение, маркетинговые кампании).

Франчайзор обычно получает роялти (обязательный процент) от валовой выручки франчайзи. В таком случае франчайзи обязан выплачивать роялти независимо от уровня чистого дохода от бизнеса.

Отмена или разрыв договора о франчайзинге до завершения срока действия этого договора приводит к серьезным последствиям для франчайзи. В договоре, как правило, указано что в результате деньги теряет франчайзи, который использовал чужое имя, рекламу, материальные и нематериальные ценности привнесенные от франчайзора.

В договоре должна быть упомянута возможность прекращения франшизы до окончания срока действия договора.

Ниже мы опишем те бизнесы, для которых франачайзинг лучше всего работает (и приносит наибольшую выгоду). Как правило, такие бизнесы обладают следующими характеристиками:

- Бизнесы с хорошим способом вести бухгалтерию и доходность

- Бизнесы, основанные на уникальной или необычной идее

- Бизнесы с привлекательностью в пределах определенных границ (город, область, страна)

- Бизнесы, которыми относительно легко управлять

- Бизнесы с небольшими первоначальными вкладами

- Бизнесы, которые легко «копировать»

Приобретая бизнес на основе франчайзинга, вы уменьшаете степень риска для своего дела, так как вы не остаетесь один на один с возникающими проблемами, а преодолеваете их с сильной и грамотной поддержкой. Что в современном бизнесе, согласитесь, весьма немаловажно! Минусы у этого вида бизнеса есть, но их намного меньше, чем, если бы Вы начинали самостоятельно.

 
 
Статьи о франчайзинге
Что такое франшиза
 
Лучшие статьи
Как создать дело своей мечты
Популярно о том, как создать идеальное дело.
Начать своё дело и стать богатым
Можно ли обрести богатство и счастье, благодаря собственному бизнесу?
Начать бизнес без вложений? Можно!
Советы предпринимателям, не имеющим стартового капитала.
Как создать свой эффективный бизнес?
Механизмы и модели эффективного бизнеса
Реклама
 
 
 
 
© 2007-2011 Бизнес-портал «Бизнес-компас»
Права на все материалы принадлежат автору данного ресурса.
Копирование любых материалов данного сайта запрещено!
Попытки незаконного использования материалов преследуются
в соответствии с Законом «Об авторском и смежных правах».