Маркетинговое исследование покупателя FMCG
Сегодня пропаганда здорового образа жизни становится одним из основных факторов, направленных на улучшение самочувствия и долголетия россиян. Согласно исследованиям, проведенным Всемирной организацией здравоохранения, состояние здоровье на 10% определяется генетическими факторами, на 10-20% зависит от экологических условий, а также от состояния медицины, в то время как на 75-80% определяется питанием и образом жизни человека.
Исследование российского покупателя товаров FMCG, проведенное компанией РосБизнесКонсалтинг в сентябре 2010 года, позволило установить, что в среднем около 59% опрошенных россиян считают, что ведут здоровый образ жизни (62% женщин и 55,7% мужчин).
Отметим, что большую заботу о своем здоровье проявляют россияне с более высоким уровнем дохода. Так, если среди россиян со среднемесячным доходом (на одного члена семьи) до 10 тыс. руб. лишь 55,7% уверены в том, что ведет здоровый образ жизни, то среди респондентов с доходом более 50 тыс. руб. аналогичного мнения придерживаются уже 69,3% опрошенных. Активный образ жизни ведет примерно каждый третий опрошенный россиянин. Такова и доля респондентов, ведущих так называемый «сидячий» образ жизни. Чаще всего активный образ жизни ведут опрошенные в возрасте от 18 до 34 лет (около 40%). В более старших возрастных группах аналогичный показатель чуть ниже и составляет около 31-35%. Однако, отметим, что на сегодняшний день лишь 9-13% россиян занимаются спортом.
При проведении исследования российского покупателя товаров FMCG также анализировались такие характеристики современного образа жизни, как правильное питание, подсчет расхода калорий, посещение заведений фаст-фуд, а также курение и употребление алкоголя. Рассмотрим последние факторы подробнее: сегодня более половины опрошенных россиян (56,3%) не курят. При этом наибольшее количество респондентов с данной вредной привычкой встречается в возрасте старше 35 лет. Так, если среди респондентов от 18 до 24 лет доля курильщиков составляет 24,6%, то уже к 35 годам она на уровне 31,4%. Отметим, что приобретение привычки курения чаще происходит в подростковом возрасте (до 18 лет). Почти 10% опрошенных россиян часто употребляют алкогольные напитки. В то время как вовсе их не употребляет каждый пятый респондент (19,2%).
Исследование потребительского поведения россиян при покупке товаров FMCG позволило установить, что около 48% женщин совершают покупки товаров повседневного спроса и продуктов питания без участия других членов семьи, каждая вторая осуществляет такие покупки наряду с другими членами семьи. Только 2% опрошенных женщин вовсе не учувствуют в покупках товаров FMCG. Среди мужчин ситуация совершенная иная. Около 5,9% никак не задействованы в покупках продуктов питания, что, впрочем, не вызывает особого удивления, в то время как 72% осуществляют такие покупки наряду с другими членами семьи.
Сегодня многие эксперты отмечают, что одним из последних тенденций рынка продуктовой розницы является стремление россиян к ведению здорового образа жизни. Выводы компании РосБизнесКонсалтинг подтвердили это. Исследование позволило установить, что третье и четвертое место в списке характеристик, имеющих наибольшее значение при покупке продуктов питания, занимают польза для здоровья, а также состав продуктов питания. При покупке продуктов питания опрошенные россияне, в первую очередь, обращают внимание на дату выпуска и срок годности. Затем уже респондентов интересовали вкусовые качества продуктов питания. Цена, страна-производитель, торговая марка, а также упаковка занимают в рассматриваемом рейтинге места с шестого по девятое соответственно.
Исследование российских потребителей товаров FMCG позволило установить, что больше всего средств на покупку продуктов питания (затраты на семью за неделю) тратят опрошенные жители Москвы – 3 632 руб. и Московской области – 3 615 руб. Причем больше всего в Москве и Московской области тратят опрошенные в возрасте от 35 до 44 лет. Менее всего средств на покупку продуктов питания тратят опрошенные жители удаленных от центра городов России – 2 809 руб. Отметим, что затраты на продукты питания растут пропорционально уровню среднемесячных доходов респондентов. Однако при достижении уровня среднемесячных доходов отметки в 50 тыс. руб. на одного члена семьи расходы на покупку продуктов питания перестают расти.
В структуре затрат респондентов на покупку продуктов питания большую долю занимают затраты на покупку свежего или замороженного мяса – 15,2%. 10,6% в потребительской корзине составляют затраты на покупку свежих фруктов, 10,0% – на покупку овощей, грибов, а 8,1% – на покупку мясных продуктов и деликатесов. Менее всего средств респонденты тратят на покупку табачной продукции и консервов: соответственно 2,5% и 2,3%.
Компанией РосБизнесКонсалтинг были также проанализированы различия в структуре затрат респондентов на покупку продуктов питания, которые ведут здоровой образ жизни и тех респондентов, которые не следят за своим здоровьем:
- респонденты, которые ведут здоровый образ жизни, тратят больше средств на покупку свежих фруктов, овощей и грибов, рыбы и морепродуктов, а также молочной продукции (см. рис. 2);
- в свою очередь, респонденты, которые не ведут здоровый образ жизни, значительно больше средств расходуют на покупку алкогольной продукции, табачной продукции и готовой кулинарии (см. рис 2).
Таким образом, на сегодняшний день в России имеются две примерно равные по численности группы потребителей продуктов питания и товаров FMCG. С одной стороны – это потребители, которые следят за своим здоровьем, ведут преимущественно активный образ жизни. Они склонны более тщательно и скрупулезно выбирать продукты питания, ориентируясь, прежде всего на их качество. С другой стороны, существует вторая группа потребителей, которые не следят за своим здоровьем. Они употребляют больше алкоголя, чаще курят и при выборе продуктов питания ориентируются скорее на цену, нежели на качество.
РосБизнесКонсалтинг (РБК) – одно из ведущих российских информационных агентств, специализирующееся на предоставлении деловой и финансово-экономической информации. РБК развивает следующие направления бизнеса:
В состав РБК входит Департамент консалтинга, основным направлением деятельности которого является проведение аналитических и маркетинговых исследований. Ведущими аналитиками Департамента консалтинга проводится весь комплекс маркетинговых исследований:
- кабинетные исследования, позволяющие оценить структуру рынка, объем рынка, динамику за последние годы, провести сегментацию рынка, описать тенденции мирового рынка.
- качественные исследования (методы исследования - групповые дискуссии и глубинные интервью)
- количественные исследования (методы исследования – личные, телефонные, экспертные интервью; уличные, почтовые опросы)
- разработка маркетинговой стратегии и бизнес-плана компании.
 
 
Статьи о маркетинге
Методы маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований
Как придумать название компании
 
 
 
 
Лучшие статьи
Как создать дело своей мечты
Популярно о том, как создать идеальное дело.
Искусство избегать успеха
Почему миллионы людей искусно избегают успеха?
Золотые правила бизнеса
Статья расскажет о правилах, которые должен знать каждый бизнесмен.
Какой бизнес самый выгодный?
Хотите получить ответ на этот вопрос - читайте статью!
Реклама
 
 
 
 
© 2007-2011 Бизнес-портал «Бизнес-компас»
Права на все материалы принадлежат автору данного ресурса.
Копирование любых материалов данного сайта запрещено!
Попытки незаконного использования материалов преследуются
в соответствии с Законом «Об авторском и смежных правах».