Маркетинговое исследование рынка интернет-торговли
Микаелян Инга.
Аналитик отдела исследований рынков РБК.research.
Департамент консалтинга РБК.
imikaelyan@rbc.ru
На протяжении последних лет интернет-коммерция стала показывать колоссальные темпы прироста. Сегодня ведущие игроки рынка говорят уже о двузначных, а порой и трехзначных показателях роста рынка в течение года. Исходя из более «скромных» оценок, темпы роста рынка далеки от тех сценариев развития, которые виделись еще несколько лет назад. Это связанно с тем, что российский рынок интернет-торговли далек от насыщения, что обусловлено как его потенциалом, связанным со сравнительно невысоким уровнем интернетизации, так и с относительно непродолжительной историей развития данного рынка. Рост числа российских онлайн магазинов, возросший интерес пользователей и участников рынка традиционной торговли к новому виду бизнеса – лишь доказывают это. Увеличение же доверия к дистанционной торговле в целом стали основными драйверами развития рынка интернет-торговли.
Помимо этого еще 3-4 года назад на российском рынке интернет-торговли практически не было ни одного представителя ритейла: крупный бизнес не рассматривал интернет как канал продаж, достойный внимания, а их интернет-сайты или интернет-магазины носили скорее имиджевый характер. Сейчас подобной точки зрения придерживаются лишь «закоренелые консерваторы», которые уже или вскоре поймут ошибочность своих взглядов. Осознавая это, многие ритейлеры стали активно продвигать собственные интернет-магазины, обгоняя доселе успешные онлайн проекты.
Интерес к интернет-торговле возрос, как не странно, в период кризиса. В 2009 году многим стало понятно, что интернет – единственный канал продаж, который не пострадал от кризиса. И это факт. По словам Максима Кульгина, директора электронного гипермаркета «Закажи 24», с кем мы беседовали, отметил, что «с момента начала кризиса лишь в течение 5 месяцев наблюдалось снижение продаж интернет-магазина. Затем ситуация изменилась – и оборот начал расти. Как показал опыт, экономический кризис, напротив, поспособствовал значительному росту рынка электронной коммерции (с конца 2008 года рынок вырос на 40 %)».
Таким образом, сегодня практически все понимают, что интернет-торговля – один из наиболее перспективных рынков в России. Но для достижения успеха на рынке интернет-торговли, по-моему мнению, необходимо считаться с некоторыми особенностями, диктуемыми как самими интернет-пользователями, так и техническими характеристиками самого интернет-пространства.
В первую очередь, речь идет о быстроте распространения информации в интернете, а также отсутствии каких-либо барьеров для ее получения с точки зрения интернет-пользователей. В некотором смысле, интернет наиболее приближен к экономической модели совершенной конкуренции, столь знакомой многим экономистам. Все это позволяет интернет-пользователям без особых помех легко сравнивать уровень цен, ассортимент и ряд других не менее важных характеристик интернет-магазинов.
В настоящее время основным барьером, создаваемым непосредственно самими интернет-магазинами, является слепая вера в то, что посетитель сайта, приходя за товаром, не стремиться экономить. К сожалению или к счастью, но это не так. Так, на сегодняшний день, более 75% интернет-пользователей, совершавших покупки в интернет-магазинах, ориентированы на приобретение товаров, цена которых чуть ниже своих аналогов, продаваемых в офф-лайне. Пока ценовой фактор играет самую значительную роль, превалируя над удобством совершения покупок в интернете. Хотя интернет-магазины все чаще посещают россияне, не имеющие времени на совершение покупок в обычных магазинах и вынужденные заказывать те или иные товары через интернет, находясь на работе или дома. Для 67% россиян преимущество интернета – это также возможность совершения покупок, не выходя из дома, практически в любое время суток.

Рис. 1. «Что в наибольшей степени привлекает Вас в покупках товаров через интернет?», % от общего числа опрошенных, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах в 2010 и 2011 гг.

Отметим, что лишь 15,9% опрошенных россиян полностью уверены в качестве товаров, приобретаемых через интернет, и в своевременности их доставки. Это говорит как о наличии психологических барьеров, мешающих развитию интернет-коммерции, так, и о наличии некоторых проблем, свойственных российскому рынку интернет-торговли в целом.
В первую очередь, я бы выделила ряд системных проблем, к которым следует отнести опасения интернет-пользователей относительно качества доставки. Наличие заторов на дорогах, сложности контроля качества работы курьеров, слаборазвитая инфраструктура в регионах, возможность утери товаров при их отправке по почте, высокая стоимость (как и себестоимость) доставки – это то, с чем сталкиваются как сами интернет-пользователи, так и интернет-магазины. Однако существует и ряд барьеров, которые создают сами интернет-магазины на пути потенциальных покупателей. По моему мнению, к ним следует относить, например, предоставление неполных или недостоверных данных о товарах, представленных на «полках» интернет-магазина.
Как вывод, ужесточение контроля качества работы курьеров (и иных лиц, от работы которых зависит имидж самого интернет-магазина), актуализация и полнота данных о товарах, продаваемых в интернет-магазинах – должны быть кредо «интернет-менеджмента».
Однако, долю покупателей интернет-магазинов можно увеличить и гарантируя им беспрепятственный возврат товара / денежных средств в течение определенного срока со дня покупки. Это позволит «сомневающимся» покупателям с большей вероятностью совершить покупку товара. Отметим, что данный фактор особенно актуален с учетом такого «естественного» барьера на пути интернета, как отсутствие возможности полного осмотра товара перед покупкой (тактильные ощущения, текстура, размер и т.д.).

Рис. 2. «Укажите, пожалуйста, причины, которые удерживают Вас от покупок товаров через интернет?», % от общего числа опрошенных, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах в 2010 и 2011 гг.

Все эти опасения, создающие психологические барьеры на пути совершения покупки все же преодолимы, как путем некоторых решений со стороны интернет-магазинов, так и по мере вовлечения все большего числа россиян в процесс совершения покупок через интернет. Наши исследования (исследования проведенные агентством РБК.research) показывают, что респонденты, имеющие опыт покупок товаров в интернете, в меньшей степени опасаются относительно качества предлагаемых в интернете товаров, чем россияне, ни разу не совершавшие подобных покупок.
Но низкое качество организации интернет-торговли, порождающее отрицательный опыт, так, или иначе, способствует замедлению данного процесса.

Источник: http://marketing.rbc.ru/internetretail_2011

 
 
Статьи о маркетинге
Методы маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований
Как придумать название компании
 
 
 
 
Лучшие статьи
Как создать дело своей мечты
Популярно о том, как создать идеальное дело.
Искусство избегать успеха
Почему миллионы людей искусно избегают успеха?
Золотые правила бизнеса
Статья расскажет о правилах, которые должен знать каждый бизнесмен.
Какой бизнес самый выгодный?
Хотите получить ответ на этот вопрос - читайте статью!
Реклама
 
 
 
 
© 2007-2011 Бизнес-портал «Бизнес-компас»
Права на все материалы принадлежат автору данного ресурса.
Копирование любых материалов данного сайта запрещено!
Попытки незаконного использования материалов преследуются
в соответствии с Законом «Об авторском и смежных правах».